Форум «ПроеКТОриЯ»: интеллектуальное будущее России
«Кем быть?» и «Как стать тем, кем я хочу быть?» − наверное, самые актуальные вопросы для старшеклассников. Найти ответы на них помогает всероссийский форум «ПроеКТОриЯ» − место встречи одаренных школьников, талантливых педагогов и экспертов в различных областях. Ростех, как один из крупнейших работодателей страны, выступает стратегическим партнером форума. Госкорпорация предлагает его участникам практические кейсы и награждает выдающихся школьников сертификатами на обучение в лучших вузах России. Форум 2019 года, прошедший с 23 по 26 ноября в Ярославле, посетили более 500 школьников и 120 педагогов. Ростех ищет таланты В состав Ростеха входит более 800 предприятий и научных организаций из 60 регионов страны. Около полумиллиона специалистов работает в самых разных областях: от микроэлектроники и машиностроения до фармацевтики и IT-технологий. До 2025 года перед Госкорпорацией стоит большая задача – обеспечить прирост гражданской продукции. Для этого Ростех активно осваивает новые рынки, в том числе самые передовые: робототехнику, беспилотные аппараты, умные города, сети 5G и многое другое. Для реализации новых целей предприятиям Госкорпорации нужны молодые кадры – живущие современными реалиями, с широким кругозором, нестандартным мышлением. Найти юные таланты как можно раньше, поддержать их в устремлениях и помочь с выбором правильного пути – одна из задач Ростеха. Форум «ПроеКТОриЯ» − это возможность встретиться с такой талантливой молодежью и заинтересовать ее проектами Ростеха. Ежегодно представители Ростеха и его холдингов выступают на форуме перед старшеклассниками с лекциями, мастер-классами и тренингами, а также предлагают решать на практике реальные кейсы. Школьники на конкретных задачах, которые на предприятиях Ростеха решают конструкторы и инженеры, учатся творчески подходить к проблеме, предлагают различные решения и выбирают лучшие из них. Очень часто идеи, высказанные участниками форума, отличаются нестандартным подходом и новизной, а некоторые из них заслуживают воплощения в реальность. Навигатор в море профессий Проект профессиональной навигации для школьников «ПроеКТОриЯ» включает в себя несколько форматов участия. Во-первых, это регулярные открытые онлайн-уроки, где в качестве преподавателей выступают ученые, представители различных профессий, политики, бизнесмены. Каждый такой урок в среднем смотрит около 1 миллиона школьников. Во-вторых, это интернет-портал, посвященный выбору профессии, современная площадка для коммуникации школьников. И в-третьих, это всероссийский ежегодный форум «ПроеКТОриЯ», который по распоряжению президента РФ проводится с 2013 года. На форум традиционно приезжают учителя − победители общероссийского конкурса профориентации со своими учениками-старшеклассниками. Впервые в 2019 году в «ПроеКТОрии» приняли участие и родители старшеклассников, для которых была организована специальная программа. Четыре дня жизни форума максимально насыщены событиями. Для учителей и школьников действуют параллельные программы. Опытные коллеги и руководители образовательных организаций раскрывают перед педагогами секреты своего мастерства в форматах мастер-классов, лекций и тренингов. Детская программа отличается более практической направленностью. Безусловно, здесь также есть место лекториям и мастер-классам, на которых перед школьниками выступают их будущие возможные работодатели – представители ведущих индустриальных компаний и научных центров Роскосмоса, Ростеха, Росатома и других. Но самое интересное происходит в проектной работе. В этом году программа форума была построена вокруг шести глобальных вызовов современности: «Экология», «Культурный код», «Производственная революция», «Здоровье», «Среда обитания» и «Безопасность». Все участники форума разделились по этим направлениям и далее работали в команде, решая конкретные задачи, которые им предложили организаторы и партнеры форума. Здесь школьники посетили лабораторную зону направления и получили уже более специализированные знания по выбранной теме. При этом большое внимание уделялось не только конкретным профессиональным знаниям, но и более универсальным компетенциям – так называемым soft skills – умению работать в команде, уважительно высказать и аргументировать свою точку зрения, коммуникабельности, пунктуальности. Работа в проектных командах над реальными кейсами помогает школьнику попробовать себя в интересующей его области, «примерить» на себя возможную профессию, понять, какой тип работы ему ближе. Это бесценный опыт, который на шаг приближает подростка к пониманию себя и делает его будущее более определенным. В лаборатории Ростеха В этом году 40 участников форума вместе с наставниками были задействованы в четырех кейсах Ростеха в сферах медицины, электротранспорта, энергетики и двигателестроения. Участники медицинской проектной сессии с помощью современных технологий перенеслись в операционную одной из клиник Ярославля, где проходила операция по лазерной коррекции зрения. Операция проводилась на офтальмологической станции «Олимп», созданной специалистами Рыбинского завода приборостроения (входит в холдинг «Росэлектроника» Ростеха). Кроме того, ребятам рассказали о принципах работы офтальмологического оборудования, показали, как делать корректирующие линзы. Далее под руководством наставников школьники разработали проект миниатюрной системы онлайн-диагностики зрения. Эта система может применяться при ежедневных осмотрах, в которых нуждаются прооперированные пациенты. Задача состояла в том, чтобы создать мобильный и недорогой прибор, который позволил бы упростить диагностику и проводить ее дистанционно. С задачей ребята успешно справились, разработав 3D-модель мобильной онлайн – щелевой лампы с возможностью передачи данных через интернет. Что интересно, прибор, спроектированный школьниками, отвечает требованиям самого перспективного врачебного направления – телемедицины. В сессии, отвечающей за разработку техники, школьники попробовали себя в роли конструкторов нового экологичного транспорта. При поддержке дизайнеров и экспертов Ростеха они создали концепт электрического гидроцикла-снегохода. За его основу был взят прототип городского электромотоцикла Café Racer разработки концерна «Калашников», который школьники могли увидеть вживую на площадке форума. С учетом рыночных перспектив и существующих технологий школьники предложили основные характеристики электрогидроцикла. По замыслу участников «ПроеКТОрии», в основу концепта легла универсальная платформа, которая может быть оснащена альтернативным типом движителя − на гусеничном приводе, что превращает электрический гидроцикл в снегоход. В секции «Производственная революция» под руководством экспертов предприятия Ростеха «ОДК-Сатурн» участники форума решали проблему использования старых авиационных двигателей. Разобраться в устройстве газотурбинной машины школьники смогли благодаря реальному двигателю, продемонстрированному на форуме. Участники сессии предложили использовать отработавшие двигатели для энергоснабжения районов добычи ресурсов, а в качестве топлива применять попутный газ, отходы древесины, биогаз или газ, вырабатываемый при сжигании мусора. Также были предложены варианты использования ГТД в фермерском хозяйстве и в мусоропереработке. Школьники рассчитали экономическую и экологическую эффективность проекта и предложили конструктивные изменения в двигателе для оптимизации его работы. В следующем кейсе Ростех предложил старшеклассникам разработать проект системы городского вертолетного такси. В качестве основного средства передвижения предлагался многоцелевой вертолет «Ансат», макет которого был представлен на форуме. Школьники изучили проблемы городской логистики и провели исследования по направлениям доставки грузов, аэрометро, аэротакси, междугородних перевозок и инфраструктуры. В каждом из этих направлений были сделаны интересные выводы и предложения, которые в итоге оформились в целостную концепцию развития авиатранспорта в условиях мегаполиса. Самый важный капитал Как уже говорилось выше, сегодня частью стратегии Госкорпорации является диверсификация производства и наращивание участия Ростеха в цифровой экономике страны. В связи с этим развивается большое количество инновационных направлений, для которых требуются специалисты. На предприятиях Ростеха уже сейчас нужны люди, которые станут проводниками инноваций. Ежегодно Госкорпорация принимает на практику более 4 тысяч студентов, которые могут освоить широкий профиль специальностей. Система практик и стажировок построена таким образом, чтобы только что полученные знания студенты могли тут же закреплять на практике. Самые лучшие практиканты традиционно получают приглашение продолжить сотрудничество. Чтобы молодежь пришла в Ростех завтра, надо уже сегодня показывать им, чем живет передовая отечественная промышленность Исполнительный директор Госкорпорации Ростех Олег Евтушенко Ростех активно поддерживает стартапы: в рамках предприятий любая рабочая инновация имеет все шансы пройти полный цикл от рождения идеи до ее реализации и запуска в серию. Кроме производственных ресурсов Ростех обладает широкими образовательными возможностями. В Академии Ростеха, экспертном центре Госкорпорации по развитию человеческого капитала, можно расширить свои знания в смежных областях, например научиться презентовать и продавать свой продукт, что немаловажно в условиях сильной конкуренции. Сегодня многие крупные компании начинают формировать свои кадры уже со школьной скамьи. Для этого проводятся конкурсы, олимпиады и форумы, подобные «ПроеКТОрии». Ростех не остается в стороне от этого процесса. Поддержка талантливых школьников – это вложение в будущий человеческий капитал Госкорпорации. Кроме того, зачастую целевое обучение – единственная возможность для одаренного подростка попасть в хороший вуз. По итогам форума «ПроеКТОриЯ» в этом году трое участников проектных сессий Ростеха получили сертификаты на целевое обучение в престижных технических вузах. Ренат Луцук из Арсеньева (Приморский край) работал над концепцией вертолетного такси. После школы Ренат сможет осуществить свою мечту – учиться в МГТУ им. Баумана на факультете «Радиоэлектроника и лазерная техника» благодаря целевому сертификату от «Росэлектроники». Илья Самойленко (Пятигорск) и Данила Орлов (Санкт-Петербург) работали над концептами электрогидроцикла и электроквадроцикла на базе электромотоцикла «Калашникова». Илья сможет продолжить обучение новым технологиям в Ижевском государственном техническом университете, а Данила – в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете – по направлениям концерна «Калашников».
Источник: http://rostec.ru/news/forum-proektoriya-intellektualnoe-budushchee-rossii/